Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2025 № 354 внесены изменения в Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 624. Правила дополнены пунктом 16(3), устанавливающим сроки публичного обсуждения, согласования и проведения экспертизы проектов изменений, вносимых в своды правил, которые являются нормативными документами по пожарной безопасности в соответствии с п. 1, ч. 3, ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Документ для скачивания:  Постановление Правительства РФ от 25.03.2025 № 354

Источник: https://propb.ru/news/vneseny-dopolneniya-v-pravila-razrabotki-utverzhdeniya-opublikovaniya-izmeneniya-i-otmeny-svodov-pra/
© Портал про пожарную безопасность propb.ru

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект приказа МЧС России «О внесении изменений в приказ МЧС России от 29 сентября 2021 г. № 641» (далее – проект).

Проектом предусматривается доработка семи индикаторов риска, установленных пунктами 2, 3, 4 и 6 приложения № 1, а также пунктами 2, 3 и 5 приложения № 2 к приказу МЧС России от 29 сентября 2021 г. № 641 «Об утверждении перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры».

Документ для скачивания:

Проект

Источник: https://propb.ru/news/opublikovan-proekt-izmeneniy-v-perechni-indikatorov-riska-narusheniya-obyazatelnykh-trebovaniy-pri-o/

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, устанавливающий административную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности при проектировании систем противопожарной защиты зданий и сооружений.

В первом чтении документ был рассмотрен и принят в октябре 2024 года. Авторы законодательной инициативы, сенаторы Вячеслав Тимченко и Александр Савин, отметили в пояснительной записке, что действующее законодательство не предусматривает административной ответственности для проектировщиков, чьи решения напрямую влияют на безопасность объектов капстроительства.

Законопроектом внесены поправки в Административный кодекс, в статью 20.4. Ее дополнили положением об ответственности за нарушения при проектировании противопожарных систем введенных в эксплуатацию зданий и сооружений, допущенные лицом, имеющим соответствующее разрешение на проектирование.

За первичное нарушение предусмотрено предупреждение или штраф от 20 до 30 тысяч рублей. Повторное нарушение влечет за собой штраф в размере от 90 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/25/03/20/do-100-tysyach-rubley-sostavit-razmer-shtrafov-dlya-proektirovsh

Ведомство разработало проект ведомственного приказа, которым предполагается отменить действие предыдущего приказа от 12 октября 2020 года № 756. Документ утверждал стандартные контракты на обслуживание систем пожарной безопасности, монтаж оборудования и поставку продукции для пожаротушения.

Условия предыдущих контрактов и стандартные условия, принятые до 1 января 2022 года, будут действовать в соответствии с Законом № 44-ФЗ (редакция Федерального закона от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ) до утверждения новых стандартов Правительством РФ.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/25/03/24/mchs-rossii-planiruet-otmenit-deystvie-prikaza-o-tipovyh-kontrak

Мы продолжаем цикл статей о разработке и согласовании раздела № 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (далее — «МОПБ»). В текущей публикации постараемся разобраться с тем, кто может разрабатывать «МОПБ».

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вновь обратиться к Градостроительному кодексу Российской Федерации, в части 4 статьи 48 которого говорится:

Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса (ГрК РФ), заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями (ИП) или юридическими лицами (ЮЛ), которые являются членами саморегулируемых организаций (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 48 ГрК РФ).

Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проекта (ГИП), главными архитекторами проектов (ГАП)). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса (ГрК РФ), заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями (ИП) или юридическими лицами (ЮЛ), не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (СРО)».

Таким образом, подчеркнем, что основное условие наличия права на разработку раздела 9 — членство СРО.

Дадим определение:

Саморегулируемые организации (СРО) — это некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

Приведем также и более полное определение «саморегулируемой организации» из ГрК РФ:

Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор).

Важно заметить, что физическое лицо не может самостоятельно разрабатывать 9 раздел. Для этого оно должно либо оформить себя в качестве индивидуального предпринимателя, либо быть работником штата организации — юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которое и возложены обязанности получения членства в СРО.

Следовательно, разрабатывать 9 раздел могут индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования (СРО), НО важно заметить, что разработка проектной документации должна быть по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.

Дадим определения перечисленных лиц:

Застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании “Фонд развития территорий” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика).

Согласно положениям части 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Региональный оператор — специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Однако если договоры о подготовке проектной документации, внесении изменений в проектную документацию заключены с иными лицами, то работы по ним могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций.

Итак, при заключении договоров на разработку проектной документации с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором разрабатывать ее (а следовательно, и раздел 9 «МОПБ» как составляющую проектной документации) могут только индивидуальные предприниматели (ИП) или юридические лица (ЮЛ), которые являются членами саморегулируемых организаций (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования. В случае, если данные договоры заключены с иными лицами, требования о членстве СРО не применяются.

Источник: https://propb.ru/articles/proektirovanie-sistem-protivopozharnoy-zashchity/kto-mozhet-razrabatyvat-razdel-9-proektnoy-dokumentatsii-meropriyatiya-po-obespecheniyu-pozharnoy-be/

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил соответствующие поправки в Административный кодекс и направил законопроект в нижнюю палату парламента для рассмотрения его во втором чтении, сообщает ТАСС.

В октябре 2024 года законопроект, предложенный сенаторами Александром Савиным и Вячеславом Тимченко, был принят Госдумой в первом чтении. В пояснительной записке было указано, что в настоящее время законодательство не устанавливает ответственность за ошибки в проектировании, которые могут серьезно повлиять на пожарную безопасность зданий, эффективность эвакуации и работу спасательных служб. Для решения этой проблемы авторы законодательной инициативы предложили внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Статья 20.4 Административного кодекса дополнят положением об ответственности за нарушения в проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Предлагается ввести штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей, за повторное нарушение - от 90 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет. Ко второму чтению профильный думский комитет одобрил поправку, которой предлагается установить, что проектировщики в случае совершения указанных правонарушений несут административную ответственность как должностные лица.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/25/03/14/dlya-proektirovshchikov-sistem-pozharnoy-bezopasnosti-vvedut-sht

Ассоциация «Национальное объединение строителей» рассмотрев обращение, ответила на вопросы по проведению капитального ремонта объектов капстроительства, а также ремонта систем пожарной защиты.

В своем ответе Ассоциация ссылается на № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и пункт 3.8 ГОСТР 53195.1-2008 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения».

Как известно, к инженерным системам здания или сооружения относятся в том числе системы обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).

Таким образом, работы по замене и (или) восстановлению системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре, автоматического пожаротушения относятся к работам по капитальному ремонту, поскольку оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и требуют членство в СРО.

Кроме того, в ответе отмечается, что п. 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ содержит положение – в описании объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Либо типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 161 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе, проектирование объекта капитального строительства.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/25/03/18/nostroy-razyasnila-voprosy-po-remontu-i-zamene-spz

Данный СП - ключевой отраслевой документ, позволяющий усилить работу по стандартизации в отрасли. Это создает предпосылки для вывода строительного комплекса на новый технологический уровень, что важно в рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни», сообщает пресс-служба ведомства.

СП направлен на решение нескольких задач:

- сформировать целостную структуру документов по стандартизации в строительном комплексе;

- закрепить базовый терминологический аппарат для видов положений нормативных документов;

- внедрить элементы параметрического метода нормирования в строительстве.

Утверждение указанного свода правил является знаковым и необходимым шагом для обеспечения возможности перевода требований нормативных технических документов в машинопонимаемый формат.

Документ прошел публичное обсуждение профессиональным сообществом и получил положительное заключение ТК 465 «Строительство», а также смежных технических комитетов, таких как: ТК 505 «Информационное моделирование», ТК 507 «Градостроительство».

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/25/03/18/minstroy-utverdil-bazovyy-svod-pravil-sistema-normativnyh-dokume

Проектирование вообще и проектирование систем обеспечения пожарной безопасности в частности является строго регламентированным видом деятельности. При выполнении данного вида работ следует соблюдать как требования действующего законодательства (нормативных правовых актов), так и нормативных документов по пожарной безопасности. При этом необходимо учитывать не только очевидные технические требования, но и юридическую сторону вопроса, определяющую предмет и характер взаимоотношений между заказчиком и исполнителем работ, а также их отношений с государственными (контролирующими) органами.

Вообще сферу нормативного правового регулирования процесса проектирования систем обеспечения пожарной безопасности можно условно разделить на две части: юридическую и непосредственно техническую.

Но для начала разберёмся, что же является нормативными правовыми актами, а что нормативными документами по пожарной безопасности.

Перечни нормативных актов и документов при проектировании

Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

- Конституция Российской Федерации.

- Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

- Федеральные конституционные законы.

- Федеральные законы.

- Нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

- Указы Президента Российской Федерации.

- Постановления Правительства Российской Федерации.

- Приказы федеральных органов исполнительной власти.

- Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе и проектирование, являются:

- Федеральные законы.

- Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — №184-ФЗ «О техническом регулировании»);

- Постановления Правительства Российской Федерации.

- Приказы федеральных органов исполнительной власти.

Перечислим, какие именно нормативные правовые акты регулируют деятельность по проектированию, и разберём вкратце, что именно в них изложено:

- Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании».

- Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее — №190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ»).

- Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

- Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

- Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

- Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (далее — ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»).

- Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-ФЗ (далее — №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — ППРФ №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).

- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — «Правила противопожарного режима в РФ»).

- Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (далее — ППРФ №1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»).

- Постановление Правительства РФ от 30.11.2021№2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» (далее — ППРФ №2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию»).

- Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 304-р «Об утверждении Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях и пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия» (далее — РПРФ № 304-р «Об утверждении Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях и пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия»).

- Приказ Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии (далее — Росстандарт) от 02.04.2020 №687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Приказ Росстандарта № 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

- Приказ Росстандарта от 13.02.2023 года № 318 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Приказ Росстандарта № 318 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 22 июля 2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Содержание основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по проектированию

№184-ФЗ «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие:

- при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;

- оценке соответствия.

Также он определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

№190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ» регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений. В частности, он определяет:

- перечень субъектов (юридических и физических лиц), которые могут осуществлять проектирование (п. 4 ст. 48);

- требования к субъектам (юридическим и физическим лицам), которые могут осуществлять проектирование (п. 1 ст. 55.5);

- порядок осуществления процесса проектирования (ст. 48);

- условия, формы и порядок проведения экспертизы проектной документации (ст. 49).

№162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона. Определяет перечень лиц, для которых обязательно выполнение тех или иных стандартов.

№69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Регулирует в этой области отношения между ними. Определяет виды пожарной охраны.

№384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» имеет одной из целей защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Требования закона распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» разработан в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожаров, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей и устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств-членов Евразийского экономического союза требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а также требования к маркировке этих средств для обеспечения их свободного перемещения на территориях государств-членов, в том числе к техническим средствам, функционирующим в составе систем пожарной автоматики.

№123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является основным нормативным правовым актом, осуществляющим техническое регулирование в области пожарной безопасности, которое представляет собой в том числе установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (ч. 1 ст. 4). Содержит ряд технических требований, в том числе к системам пожарной автоматики и их элементам. Положения закона обязательны для исполнения на всех этапах жизненного цикла объектов защиты, в том числе и на этапе проектирования (ч. 2 ст. 1 №123-ФЗ).

ППРФ №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:

а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;

б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Кроме того, постановление определяет содержание раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», в котором отражаются и системы пожарной автоматики.

«Правила противопожарного режима в РФ» определяют порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. В документе содержатся в основном требования режимного характера, но часть из них может быть предусмотрена к выполнению на стадии проектирования.

ППРФ №1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

ППРФ №2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» утверждает и содержит в себе правила, устанавливающие порядок проведения аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.

Нормативные документы по пожарной безопасности и прядок их применения при проектировании систем обеспечения ПБ

Теперь обратимся к нормативным документам по пожарной безопасности. Для начала установим, что является таковыми.

В соответствии частью 3 статьи 4 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;

2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Необходимо сразу установить, что все требования, содержащиеся в нормативных правовых актах (Технических регламентах), являются обязательными для исполнения, а требования нормативных документов по пожарной безопасности, как видно из приведённой выше выдержки, могут быть выполнены на добровольной основе.

В качестве примера перечислим ряд нормативных документов по пожарной безопасности, которые содержат требования к проектируемым системам пожарной автоматики:

- ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»

- СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»

- СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности»

- СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция, кондиционирование. Требования пожарной безопасности»

- СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»

- СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»

- СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».

Могут возникнуть вполне логичные вопросы: зачем нужны требования, выполнение которых может быть добровольным (необязательным)? Как определить, какие требования нормативных документов по пожарной безопасности выполнять стоит, а выполнением каких можно пренебречь?

Существуют перечни национальных стандартов, сводов правил и других документов в области стандартизации, выполнение в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований:

- №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

- №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Эти перечни утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (обязательные к исполнению) и федеральных органов исполнительной власти (добровольного применения):

- РПРФ № 304-р «Об утверждении Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях и пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия» утверждает перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия;

- Приказ Росстандарта № 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержит перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

- Приказ Росстандарта № 318 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 22 июля 2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» содержит перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Таким образом, при проектировании систем обеспечения пожарной безопасности необходимо:

- соблюдать требования Федеральных законов;

- соблюдать технические требования к проектируемым системам, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности;

- применять оборудование, имеющее сертификаты соответствия требованиям, изложенным в технических регламентах и нормативных документах по пожарной безопасности.

В завершении еще раз отметим основные моменты нашей статьи. Мы подробно разобрали, что относится к нормативным правовым актам и нормативным документам, регламентирующим деятельность по проектированию систем обеспечения пожарной безопасности, перечислили их, а также разъяснили назначение и порядок их применения.

Также предлагаем вам ознакомиться с нашим сервисом по проектированию систем пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, который позволяет качественно и быстро выполнить любые работы в этой области. Переходите по этой ссылке, чтобы получить дробную информацию о сервисе.

Источник: https://propb.ru/articles/proektirovanie-sistem-protivopozharnoy-zashchity/kakie-normativnye-pravovye-akty-i-dokumenty-reglamentiruyut-deyatelnost-po-proektirovaniyu-sistem/

Вместо приказа, который сейчас регулирует правила и сроки обучения сотрудников по пожарной безопасности, вступит в силу новый.

Приказ МЧС России от 16.12.2024 № 1120 “Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности” (далее Приказ МЧС России № 1120). Приказ МЧС России № 1120 вводится взамен текущего Приказа МЧС России № 806, действующего с 1 марта 2022 года. Дата вступления в силу Приказа МЧС России №1120 с 1 сентября 2025 года.

Приказ № 806, который сейчас регулирует правила и сроки обучения сотрудников по пожарной безопасности утратит силу с 1 сентября 2025 года.

Вместо него заработает приказ МЧС № 1120, который во многом повторяет приказ № 806.

Основная цель разработки и утверждения нового Порядка обучения мерам пожарной безопасности было урегулирование вопроса обучения сотрудников индивидуальных предпринимателей.

Что поменялось:

Действие текущего Приказа МЧС России № 806 распространяется только на организации (юридические лица), но не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

В новом Порядке обучения мерам пожарной безопасности теперь не будет возможности воспользоваться формулировкой пункта 5 Приказа МЧС России № 806, а именно: п. 5 Приказа МЧС России № 806 (Установить, что пункт 2 приложения № 3 к настоящему приказу не распространяется на лиц, прошедших обучение минимуму пожарно-технических знаний в соответствии с приказом МЧС России, указанным в абзаце втором пункта 4 настоящего приказа.) Данная формулировка с начала действия Приказа МЧС России № 806 вызывала в профессиональном сообществе много вопросов и споров. Буквальное прочтение данного пункта как будто позволяло ответственным не иметь профессиональную квалификацию, если они когда-либо ранее проходили обучение пожарно-техническому минимуму (далее - ПТМ). При этом ПТМ многие годы не являлся программой повышения квалификации, а даже когда стал программой повышения квалификации не получил право присваивать квалификацию, если её нет (статья 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Требования к проведению противопожарного инструктажа распространят на физических лиц в том числе индивидуальных предпринимателей – правообладателей объектов защиты. Сейчас правила касаются только юридических лиц.

В порядок, который регламентирует обучение мерам пожарной безопасности, включает больше положений, например:

- о противопожарной подготовке работников подрядных организаций, практикантов, стажеров, сотрудников охраны, командированных лиц;

- об электронном и дистанционном обучении;

- о типах противопожарных инструктажей для надомников, дистанционных работников (при их наличии);

- о видах электронной подписи (в случае использования).

Для ответственных за инструктаж введут такое правило: они сами осваивают программы и вносят записи об этом в журнал учета. В таком случае знания и умения проверять не нужно.

В список тех, с кем проводится вводный инструктаж, вошли стажеры и практиканты.

Уточнено положение о запрете допуска к работе лиц, чьи результаты проверки знаний и умений по итогам инструктажа неудовлетворительные. Соответствующие записи инструктирующему потребуется делать в журнале учета и подтверждать подписью.

Для программ противопожарного инструктажа предусмотрен порядок утверждения и внутреннего согласования. При этом согласовывать их с органами пожарного надзора не придется.

Обучать персонал по программам, подготовленным на основании приказа N 806, разрешено до проведения внепланового инструктажа хотя бы по одному из таких оснований:

- введение в действие новых НПА и нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности (применимые для объекта защиты), или внесение в них поправок;

- изменение факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта (модернизация оборудования, техническое перевооружение и др.).

Также к Приказу приложены материалы:

- Журнал учета противопожарных инструктажей;

- Требования к содержанию программ противопожарного инструктажа;

- Порядок утверждения и согласования программ противопожарного инструктажа;

- Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

Источник: https://61.mchs.gov.ru/

ООО "ДОН-Защита"

Фактический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Юридический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Корпоративный номер телефона     8(951)821-04-61

don-zachita@mail.ru


Поиск